Наш опрос

какие статьи мне выложить в первую очередь?
Всего ответов: 379




Среда, 16.01.2019, 23:20
| RSS
сайт Екатерины Высоцкой
Главная
КАТАЛОГ СТАТЕЙ


Главная » Статьи » телесно-ориентированная психотерапи » телесно-ориентиованная психотрапия

Асана и ее воздействие глазами психолога

О йоге написано множество самой разной литературы – это и откровения Гуру, и исторические исследования, и просто популярные издания типа «йога для всех». Последнее время все чаще появляются исследования физиологов и врачей, объясняющие целительные воздействия йоги с точки зрения медицинской науки. Кроме того, йога все чаще используется в психологических центрах, помогающих избавиться от наркомании или депрессии и просто в психотерапии. Но как я ни старалась, я не могла найти вразумительного и простого текста, комментирующего йогу и ее воздействие с точки зрения научной психологии.

Идея этой статьи напросилась сама собой, всвязи с моим психологическим образованием. Наиболее подходящим для анализа асан и их воздействия является такое направление психологии, как телесно-ориентированная психотерапия или ТОП.

Телесно-ориентированная психология исходит из предпосылки о том, что все в человеке взаимосвязано, а значит, тело связанно с внутренним миром человека. Аксиомой телески является положение о том, что работа с телом это одно из наиболее эффективных средств для достижения кардинальных (глубинных) изменений в человеческой жизни вообще.
Рассмотрим основные положения телесно-ориентированной психологиии и соотнесем их с йогой и воздействием асан.

Характерный панцирь.
В 30-х годах нашего века психолог и психоаналитик В. Райх поведал миру о существовании характерного панциря.
Райх полагал, что человек создает защиты против разного рода беспокойства (от страхов, тревог, излишней агрессии и много от чего еще неприятного). С детства у человека появляются «любимые» способы защиты – например, человек привыкает в ответ на неприятности чувствовать себя несчастным, либо наоборот, испытывать гнев. По мере того как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Совершенно очевидно, что каждое типичное отношение имеет соответствующую ему физическую позу (в горе человек или в радости можно определить по тому, как он двигается и какую позу принимает).
Райх предположил и доказал, что характер индивида выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Мышечная ригидность или, современной терминологии – мышечный зажим, можно обнаружить очень просто. У всех европейцев сильный зажим в воротниковой зоне, там мышцы при прощупывании твердые и при надавливании отзываются острой и неприятной болью – они находятся в состоянии постоянного, «привычного» и избыточного напряжения. Такие зажимы есть у каждого человека и в зависимости от характера располагаются в разных местах.

Райхом было обнаружено, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную часть биоэнергии и помогает процессу психоанализа – человек становится более гармоничным. Обычным языком это можно выразить так: чем меньше у человека зажимов и напряжений в теле, тем больше он имеет энергии – то есть меньше устает, крепче спит и лучше высыпается, и вообще бодр и свеж, а также тем меньше у человека тараканов – различных комплексов, ограничений и прочих штук, всячески мешающих счастью и личной жизни.
Все вышесказанное имеет прямое отношение к воздействию асаны на тело и психологическое состояние человека. Мышечный зажим можно расслабить следующими способами:

• путем сознательного расслабления (типа аутогенной тренировки),
• сильного мышечного усилия или давления на зажим,
• при помощи растяжения зажатого участка тела.

Так ведь именно это и происходит с телом при выполнении асаны. В асане каждая мышца либо сильно напряжена, либо сильно растянута, либо находится в состоянии абсолютного покоя – то есть в своем экстремальном положении. По мере роста навыков выполнения асаны у практикующего нарастают умения задействовать все тело одновременно в выполнении позы, и каждая мышца тела от пяток до ушей получает одно из вышеперечисленных воздействий. А значит, тело избавляется от этого самого характерного панциря!.. Гип-гип-УРА:)

Части тела. Со времен Райха психологи пошли дальше и выяснили, что каждая часть тела является своеобразным символом (телесной проекцией) определенной сферы деятельности личности. Другими словами, каждый базовый психологический конструкт имеет свою проекцию в теле. Например, руки – символ деятельности и мышления, ноги – символ опоры и т.д. Подобные проекции характерны для всех народов и всех людей. Юнг сказал бы – архетипичны (см. статью «Части тела»). Если какая-либо часть тела недостаточно подвижна, это значит, что у человека именно с этой психологической сферой проблемы. Как именно осуществляется такая взаимосвязь, подробно описано в литературе по психосоматике, а мы лишь ограничимся примерной схемой.

Чем меньше подвижность и сила какой-либо части тела, тем больше в этой части тела зажимов, ригидностей, избыточных напряжений и т.п. Все эти зажимы и ригидности возникают как следствие работы автоматических психологических защит. Автоматические психологические защиты являются показателем того, что у индивида хронические нелады с какой-либо сферой деятельности.

Например, все маленькие дети идеально выполняют баддхаконасану, но ни один взрослый без специальной подготовки на моей памяти эту самую баддху хорошо не делает. Объясняется это тем, что паховая область, которая в баддхаконасане растягивается, является проекцией сексуальности человека. Во взрослом мире тема секса и всего, что с ним связано это тема закрытая и психологически перегруженная. Даже деньги вызывают меньший эмоциональный отклик. А главное – это же грязная тема. Сколько бы мы ни кичились сексуальной революцией и сексуальным просвещением, как ни крути, не говорим мы о количестве оргазмов за прошлую неделю в приличном обществе. И поэтому-то как раз пах – место зажимов, а от зажимов и плохая подвижность. Но маленькие дети не знают всего «такого» и поэтому проблем с этой областью не имеют.

Мой опыт преподавания йоги показывает – когда подвижность и сила какой либо части тела увеличивается – меняются способности человека и даже его судьба. Так, Елена И., увеличившая в результате занятий подвижность тазобедренных суставов, изменила свои взгляды на интимную сторону жизни, после чего удачно вышла замуж. Ее муж сказал мне: «Никогда не встречал настолько страстную и одновременно целомудренную женщину».

Люди, приходящие ко мне на занятия, даже не подозревают, как много «рассказывают» о себе своим телом. У кого-то слабые руки, и я знаю – этот человек предпочитает «плыть по течению», у кого-то еще – низкая подвижность голеностопных суставов – и это сигнал для меня, что с этим человеком лучше не спорить – он ни за что не изменит свою точку зрения и так далее… Но, со временем, практика йоги меяет людей, их характер становится гармоничнее и их жизнь начинает неуловимо меняться в лучшую сторону. и я радуюсь этому.

Равновесие. В телесно-ориентированной психотерапии существует такое упражнение: человеку предлагают встать в очень неудобную позу и подумать о проблемной ситуации. Очень быстро выясняется, что одновременно думать о проблемах и удерживать равновесии невозможно – либо человек падает, либо находит ответ на мучавший его вопрос.
Большинство асан, выполняемых из положения стоя, и многие асаны из других исходных положений тренируют способность сохранять равновесие. Причем тренируют эту способность очень и очень правильно – не через мышечные спазмы, а, наоборот, через нахождение наиболее удобного и устойчивого положения. Выполняя асаны более или менее регулярно, человек приучается даже в неудобных с виду позах находить устойчивость, и это становится привычкой и в жизни тоже.. Полученный навык в одной области распространяется и на все другие.

И даже в неблагоприятных и проблемных жизненных ситуациях садхак (практикующий) занимает наиболее благоприятную позицию. Не могу сказать, что проблем становятся меньше, скорее, проблемы становятся интересными задачами и решать их становится гораздо приятнее.

Навыки правильного движения. Моше Фельденкрайз – русско-французский исследователь, один из классиков телесно-ориентированной психотерапии, создал метод обучения правильному движению. Идея, вокруг которой построена теория Фельденкрайза, заключается в том, чтобы обучать людей правильному движению и, таким образом, избавлять об хронических мышечных болей и от хронических психологических проблем одновременно. Фельденкрайз разработал принципы или критерии оптимального движения и сделал следующие выводы:

1. движение может быть остановлено в любом положении и направлено в противоположную сторону.
2. движение выполняется с минимальными затратами энергии.
3. движение может происходить в любое время и в любом месте с минимальной предварительной подготовкой.
4. движение может осуществляться в любом направлении, с максимальной скоростью и раскрепощено.
5. напряжение и расслабление ритмически чередуются.
6. отдельные части тела испытывают минимальное естественное изнашивание.
7. возникает субъективное ощущение легкости.

Для более полного понимания сущности гармоничного движения подходит образ кошки – грациозного и изящного животного. Кошка способна переходить почти мгновенно от состояния полной расслабленности к совершенной боевой готовности и наоборот. Наверняка каждый не раз наблюдал, как кошка неожиданно ложится на бок и буквально «растекается» по полу. Кошки – настоящие мастера движения – ни одной лишней напряженной мышцы, легкость и плавность от усов до кончика хвоста. :)

Асаны и пранаямы йоги способствуют выработке навыков оптимального движения и помогают осваивать гармоничный образ движения сразу по следующим направлениям:
• улучшают качество движения (на качество движения влияет осанка, состояние опорно-двигательной системы, сила мышц, точность движения).

• учат координировать между собой все части тела.
• учат делать движение плавно и сочетать движение, дыхание и даже взгляд.
• приучают использовать мышечное усилие только тогда, когда это необходимо и ровно в том объеме, который необходим.
• увеличивают возможную амплитуду движения за счет растяжек.
• учат сохранять максимальное количество мышц при движении в расслабленном положении.

Таким образом, правила, выведенные для гармоничного движения Фельденкрайзом, выполняются практикующим йогу даже с запасом. Можно увидеть, что уже через полгода занятий йогой люди становятся заметно красивее именно благодаря тому, что их движения приобретают грацию, законы которой мы только что рассмотрели.

Осознавание тела. Важность способности осознавать свое тело трудно переоценить.
Позвольте рассказать Вам историю, приключившуюся с Фредериком Александером. В Мельбурне юный Александер волею судеб стал довольно популярным актером-декламатором. Публика полюбила Александера. Но внезапно его постигло большое несчастье – у него возникли проблемы с дыханием, он начал терять голос и на одном представлении полностью лишился его. Актерская карьера оказалась под угрозой, и Александер готов был на что угодно, лишь бы добиться исцеления.

Один из врачей порекомендовал актеру полное молчание в течении двух недель до следующего представления. К началу спектакля голос полностью восстановился, но к концу последнего акта опять начал пропадать. Врачи по-прежнему предписывали молчание, однако Александер решил разобраться в механизмах, которые заставляли его перенапрягать голос. С этого момента началась разработка методики, принесшей Фредерику Александеру мировую известность. И началась эта работа с пристального многочасового наблюдения за каждой мышцей тела в поисках напряжений. Эта работа позволила выявить различные неверности в положении шеи, перенапряжения мышц диафрагмы многое другое, принесшее Александеру безупречный голос. Обобщив свои выводы относительно голоса, он распространил свои наблюдения на тело вообще и стал уникальным врачом, исцеляющим головные боли, боли в спине, бессонницу и множество других хронических и «беспричинных» недугов.

Любой другой телесно-ориентированный психотерапевт начинает с пристального наблюдения за телом пациента и поощряет осознание привычных движений и положений тела.
В осознании тела сокрыт ключ к нескольким ощутимым благам:

• Осознание своего тела и его привычек (телесная рефлексия) приносит нам спонтанное изменение и гармонизацию, (а значит, избавляет от боли, дискомфорта и возможных травм). Этот закон используется во многих телесно-ориентированных школах и в психотерапии вообще и опирается на врожденное стремление человека к совершенству. Стоит вам заметить, что, вы, читая эту статью, сутулитесь… Вы уже выпрямились?
• хорошее чувствование тела позволяет быстро и легко усваивать новые двигательные программы (для примера скажу, что я освоила арабские танцы за 2 часа, латино-американские – за 2 дня).
• осознание тела – первый шаг к возможности быть здесь и сейчас, а не уноситься мыслями в будущее или прошлое. Преимущества этого состояния подробно описаны в даосизме, дзен-буддизме и в гуманистической ветви психологии, и я не буду пересказывать то, что написано не мной.
• осознание тела и хорошее его чувствование незаменимы в интимных отношениях.
• проблема бессонницы практически сразу отпадает (попробуйте думать о своем теле перед сном – увидите) :)
• придумайте сами еще что-нибудь :)

В принципе любая двигательная деятельность (спорт, танцы и т.д.) повышает телесную рефлексию, и выполнение асан в том числе, но в асанах есть еще кое-что, существенно увеличивающее способность осознавать тело. По выражению Пеппера «В асанах растяжение захватывает наше пассивное внимание. Асаны – это телесный способ овладения вниманием, чтобы привлечь пассивное внимание к какой-то определенной области». Благодаря статичности позы, благодаря тому, что экстремальное положение затрагивает не только мышцы, но и суставы, и связки, практикующий начинает все лучше чувствовать свое тело и его строение, узнает свои собственные возможности, приобретает способность наблюдать за каждой мелкой деталью позы. Возможно, отчасти, поэтому в описаниях асан такие строгие предписания к положению почти каждого пальца, и уж точно именно поэтому в практике не используется зеркало.

Шавасана. Важную роль в практике йоги играет шавасана (поза трупа) – при которой практикующий осознанно расслабляет все мышцы своего тела. Йоги знали то, что в 20 веке для запада открыл Шульц, и об этом аспекте йоги написано много-много всего интересного. Поэтому не будем повторяться - информация об аутогенной тренировке Шульца 
легкодоступна.

В этой статье рассмотрены лишь некоторые взаимосвязи между йогой и психологией. Мы не рассмотрели здесь важных вопросов заземления, не обсудили вопросы дыхания и т.д. Если Вам интересна эта тема - оставляйте Ваши комментарии и я быстрее напишу продолжение.
Если Вы собираетесь использовать эту статью для публикации,
пожалуйста, укажите, что автор этой статьи я -
Высокая Екатерина и адрес этого сайта http://vysotskaya.ucoz.ru


Категория: телесно-ориентиованная психотрапия | Добавил: vysotskaya (16.10.2007) | Автор: Екатерина Высоцкая
Просмотров: 3091 | Комментарии: 8
Всего комментариев: 3
3 Гульнара  
Здравствуйте,Екатерина!Меня очень заинтересовали ваши тренинги и техники.Спасибо Вам и Вашему сайту.Жаль только,что я не смогу их посещать,т.к я живу в Казахстане ,г.Астана.Буду следить за Вашими новыми темами.

2 Евгения  
Екатерина, спасибо за статью! Но как же обещанное продолжение? Надеюсь, что Вам, по-прежнему, интересен вопрос влияния практики йоги на сознание и тело, и статья появится на сайте.

1 hollywood vocabulary  
Теперь вашими уроками по английскому языку станут не скучные занятия по грамматике, лексике из учебных курсов, а просмотр популярных голливудских фильмов на английском языке.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2019