Наш опрос

какие статьи мне выложить в первую очередь?
Всего ответов: 378




Вторник, 25.09.2018, 08:42
| RSS
сайт Екатерины Высоцкой
Главная
КАТАЛОГ СТАТЕЙ


Главная » Статьи » телесно-ориентированная психотерапи » телесно-ориентиованная психотрапия

Обзор систем телесно-ориентированной психотерапии


1. Определание телесно-ориентированной психотерапии, определение процесса работы телесного психотерапевта. Сфера применения телесной психотерапии

2. Телесная терапия В. Райха

3. Биоэнергетика, А. Лоуэн.

4. Структурная интеграция (Рольфинг)

5. Техника Александера

6. Метод Фельденкрайза

7.Пробуждение чувствования

8. Релаксация ощущений.

9. Резюме по Западным системам

Список литературы



В настоящее время существует большое разнообразие в телесно-ориентированных подходах психотерапии. Именно поэтому, перед описанием всего существующего теоретического и технологического многообразия, мы считаем важным дать систему существующих в настоящее время единых критериев к пониманию телесно-ориентированной психотерапии. Такие критерии были опубликованы и распространены Европейской Ассоциацией телесно-ориентированной психотерапии.
По официальному определению, опубликованному ЕАТП, Телесная психотерапия - это самостоятельное направление психотерапии, лежащее в основном русле ее современного развития. Она включает различные развернутые теории телесно-психического функционирования, принимающие во внимание сложность пересечения и соединения связей между телом и психикой. Общее допущение, лежащее в основе этих теорий, заключается в том, что тело представляет целостную личность и существует функциональное единство между телом и психикой. Тело не является просто "сомой", отделенной от "психе". И если другие направления психотерапии лишь вскользь затрагивают это положение, то телесная терапия считает его фундаментальным. Она включает модель (психического) развития; теорию личности; гипотезы о происхождении (психологических) расстройств, так же как и большое разнообразие диагностических и терапевтических техник, используемых в рамках терапевтических взаимоотношений. В русле телесной психотерапии существует много различных и иногда весьма несхожих подходов, впрочем, как и в других областях психотерапии. Телесная психотерапия является наукой, развивавшейся в течение последних более чем семидесяти лет, и использует результаты исследований, полученные в биологии, антропологии, этологии, нейрофизиологии, психологии развития, неонатологии, перинатальных исследованиях и многих других дисциплинах. Она существует, как особый терапевтический подход с обширной научной базой и развитой теорией. Внутри направления телесной психотерапии имеется большое разнообразие конкретных техник, в частности использующих при работе с телом контакт, движение и дыхание. На этой почве существует связь с некоторыми видами (рутинной) телесной терапии, соматическими техниками и некоторыми вспомогательными медицинскими дисциплинами. Причем, хотя медицинские техники также могут использовать телесный контакт и движение, они принципиально отличны от телесной психотерапии. Телесная психотерапия признает непрерывность и глубокие взаимосвязи, в которые в равной мере вносят свой вклад все психо-телесные процессы, формируя организацию личности. Это не иерархические отношения между телом и психикой, между "психе" и "сома", но функционирование в единой системе, как интерактивные аспекты целого.
На 3-м конгрессе ЕАТП в 1991 г. было принято определение процесса работы телесного психотерапевта. Телесный психотерапевт работает с человеком как отелесненным проявлением (embodiment) интеллектуальной, социальной, эмоциональной и духовной жизни. Он поощряет как внутренние само-регуляторные процессы, так и адекватное восприятие окружающей реальности. С помощью своей работы телесный психотерапевт делает возможным для отвергаемых (alienated) аспектов личности стать осознаваемыми, принимаемыми и интегрированными частями целостного "Я" (Self).
Для того, чтобы усилить этот процесс перехода от отчужденности к целостности, телесный психотерапевт должен поддерживать в себе следующие качества.
1. Интуитивное осознавание и рефлективное понимание здорового развития человека.
2. Знание различных паттернов неразрешенных детских конфликтов, с их специфической хронической "расщепленностью" ума и тела.
3. Возможность отслеживания и дифференцированной чувствительности к взаимосвязанным проявлениям:
(а) признаков, указывающих на протекание в организме вегетативного потока, мышечный гипертонус и гипотонус, энергетическую блокаду, энергетическую интеграцию, пульсацию;
(б) феномены психодинамических процессов переноса, контрпереноса, проекции, защитной регрессии, созидательной регрессии и различных видов cопротивления.
ЕАТП была сформулирована сфера применения телесной психотерапии. Телесная психотерапия работает с разными типами клиентов:
- с психическими расстройствами;
- пограничными, перенесшими психические травмы и страдающими зависимостями (аддикциями);
- с психосоматическими симптомами;
- все типы психоневротических и характерологических расстройств;
- клиентами, которые не являются (психически) больными и не находятся в ситуации сильного стресса, но хотят улучшить жизненные навыки, взаимоотношения, коммуникативные навыки или психосоматическое функционирование.
Телесная психотерапия часто содержит обучающий компонент, когда клиент хочет понять взаимоотношения между своими телесными ощущениями, эмоциями, симптомами и т.д. Для этой цели проводятся так называемые тренировочные сессии либо набираются специальные группы - артистов, спортсменов и др.
2. После рассмотрения существующих критериев к телесно-ориентированной психотерапии и психотерапевту, мы перейдем к краткому обзору наиболее распространенных систем телесно-ориентрованной психотерапии. Мы постарались в обзор каждой системы включить краткое описание типичных методов, используемых в подходе, поскольку считаем, что голословное, не подтвержденное конкретными методами теоретизирование лишено всяческого смысла.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ В. РАЙХА
Вильгельм Райх считается пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. В. Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума. «Форма поведения, его <как> формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могу лгать: способ выражения никогда не лжет
Райх говорил о роли общества в создании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх "наверное, более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные следствия из психоаналитической теории".
В.Райх подробно разработал концепцию характера. По его мнению, характер состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908г. ("Характер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха - подавление которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. «Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию».
«Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности».
Паттерны хронических мускульных зажимов В. Райх называл телесным панцирем. Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как губка, или твердым, как железо. В любом случае его функция - защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.
«В конце концов, я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все, без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научились подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота). Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются как часть его представления о себе.
Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.
Райх обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций посредством работы с телом. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от своего хронического напряжения и зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции.
Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.
Можно сделать вывод о том, что в распускании панциря в райхианской терапии используются три типа средств:
• Накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания.
• Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, защипывания и т.п.
• Поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивления и эмоциональных ограничения, которые при этом выявляются.

БИОЭНЕРГЕТИКА, А. ЛОУЭН.
Биоэнергетику можно также назвать неорайхианской терапией. Она была создана одним из учеников Райха, Александром Лоуэном, и центрирована на роли тела в анализе характера и в терапии. Лоуэн употребляет более приемлемые термины, нежели Райх: биоэнергия вместо оргона, например; его работа встречает меньшее сопротивление, чем работа Райха. В США больше людей практикуют биоэнергетику, чем райхианство.
"Каждый хочет жизненности, каждый хочет быть более живым. Но следует иметь в виду, что нужно научиться выдерживать эту большую жизненность, ассимилировать ее, дать энергетическому заряду пройти через свое тело".
Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райховских техник эмоционального раскрепощения (пациентам предлагается кричать, плакать, бить кушетку и пр.). Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден в конце концов расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Эти позы включают наклоны до прикосновения к полу, сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул.
Биоэнергетика подчеркивает необходимость "заземления" или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. «Мы начинаем с ног и ступней, потому что они - основание и опора эго-структуры. У них есть и другая функция. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в нашей жизни, с землей или почвой».
В руках хорошо обученного практика, биоэнергетика - прекрасная система, сохраняющая многие достоинств ортодоксального райхианского анализа - раскрытие блокированных чувств, энергетизацию частей тела, которые игнорировались и др.
УПРАЖНЕНИЯ: НАПРЯЖЕННЫЕ ПОЗЫ наклониться, позволяя себе сгибать ноги так, как это удобно, затем, касаясь руками пола, попробовать вsgрямлятъ ноги, медленно и постепенно, обнаруживая положение, в котором они начинают дрожать. Потом попробуйте позу, которая согнет позвоночник в обратном направлении. Поставьте кулаки на поясницу и прогнитесь назад. Шея должна быть расслабленной, а голова - свободно свисать назад. Дышите свободно.
«Мне нравится говорить, что я и есть мое тело, с полным пониманием того, что это значит. Это позволяет мне отождествиться со всей моей жизненностью, без необходимости разделяться»...
Это и многие другие упражнения предназначены для энергетизации частей тела, которые хронически напряжены. Согласно биоэнергетической теории, дрожание, обычно сопровождающее эти позы, - показатель энергетизации мышц, сжимаемых защитным панцирем.

СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (РОЛЬФИНГ)
Структурная интеграция - это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интеграция часто называется "рольфингом" по имени его основательницы, Иды Рольф. Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 году и двенадцать лет работал ассистентом по биохимии в Рокфеллеровском институте. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.
Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела - поз головы, груди, таза и ног, - к более грациозным и эффективным движениям.
«Любая попытка интеграции индивидуума имеет в качестве очевидной начальной точки его тело, хотя бы по той старой предпосылке, что человек может проецировать только то, что есть у него внутри... Некоторым образом, до сих плохо определенным, физическое тело и есть личность, а не ее выражение».
Рольфинг работает прежде всего с фасциями - связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.
Рольфинг непосредственно растягивает фасциальную ткань, восстанавливая равновесие и гибкость. Большая часть работы состоит в удлинении и растяжении тканей, которые срослись или неестественно растолстели. "Чтобы добиться устойчивых изменений, обычно необходимо, чтобы наличная поза или распределение мышечных волокон были немного изменены. Это происходит спонтанно, когда индивидуальные волокна растягиваются или фасциальные покрытия скользят друг по другу, вместо того, чтобы быть друг к другу приклеенными. Если такие изменения не происходят, тело восстанавливает свою первоначальную позу с ее ограничениями току жидкостей, а также межличностному общению".
Структурная интеграция обычно выполняется в течение десятичасовых сеансов, включающих следующую работу:
1) охватывает большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза;
2) концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем;
3) посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и грудной клеткой;
4-6) посвящаются в основном высвобождению таза; Рольф подчеркивает, что большинство людей удерживают таз повернутым назад; в силу чрезвычайной важности таза для позы и движения, одна из важнейших задач рольфинга - сделать таз более подвижным и вписанным остальные линии тела;
7) концентрируется на шее и голове, а также на мускулах лица,
8-10) занимается в основном организацией и интеграцией тела в целом.
Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем, целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других областях.
"Человек - энергетическое поле, как земля с ее оболочкой сил. Насколько хорошо человек может существовать и функционировать, зависит от того, насколько поле, которое он собой представляет, усиливается или дезорганизуется полем земного тяготения".
Рольфинг особенно полезен для тех, чьи тела сильно расцентрированы в результате физической или психологической травмы, хотя в принципе каждый может извлечь из этого пользу. Многие изменения, достигаемые рольфингом, кажутся довольно устойчивыми, но максимальная польза возможна, только если индивидуум сохраняет сознавание изменений в структуре и функционировании тела, обеспеченных процессом рольфинга. Этой цели служит система, называемая "обеспечением структурных паттернов", состоящая из ряда упражнений, включающих небольшие изменения в позе и равновесии тела.
УПРАЖНЕНИЕ: РАССМОТРЕНИЕ ПОЗЫ. Хотя невозможно пройти процесс структурной интеграции без обученного практикующего руководителя, каждый может узнать нечто о принципах позы, которыми занимается рольфинг. Проделайте это упражнение с партнером. Попросите его встать, стоять естественно, и внимательно осмотрите его (ее) позу.
Вот некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Не находится ли одно плечо выше другого? Уравновешена ли голова на шее, или она склоняется вперед или назад? Втянута или выпячена грудь? Не выше ли одно бедро другого? Выпячен ли таз назад? Находятся ли колени над ступнями? Ровно ли стоят ступни, или смотрят носками внутрь, наружу?
Рассмотрите партнера спереди, с боков, сзади. Затем попросите его медленно пройтись, рассмотрите его под всеми углами. Наконец, попросите его постоять рядом с прямой горизонтальной линией на стене (вполне подходит дверная линия), чтобы более ясно рассмотреть линии позы. Затем обсудите с партнером то, что вы увидели. Попробуйте имитировать позу партнера и его походку, иллюстрируя свои наблюдения.
Не относитесь к этому упражнению, как к поводу для негативной критики себя или другого. Наверное, никто не обладает "совершенной" позой. Наблюдайте друг друга с объективным и позитивным настроем и принимайте наблюдения над собой таким же образом.

ТЕХНИКА АЛЕКСАНДЕРА
«Он (Александер) заложил не только основы многообещающей науки о непроизвольных движениях, которые мы называем рефлексами, но также и техники исправления и самоконтроля, составляющих существенное дополнение к нашим скудным ресурсам образования личности» (Дж.Б.Шоу)
Техника Александера - метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под "использованием" Александер имеет в виду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.
Ф.Матиас Александер был австралийский шекспировским актером, свою систему он создал в конце XIX века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Александер провел девять лет в тщательном самонаблюдении перед трехстворчатым зеркалом. Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.
Один из преподавателей метода описывает работу так: "Во время урока я прежде всего прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его. Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, и останавливаем его в применении этих привычек Он должен быть свободным, открытым и нейтральным чтобы испытать что-то иное. Он должен испытать то, как он двигался когда-то до того, как возобладали дурные привычки".
Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника: имеется в виду естественное вытягивание вверх. Изучащие метод Александера работают прежде всего с формулой: "Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться".
Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке - при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.
Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой "работе за столом", когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоров и т.п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.
УПРАЖНЕНИЕ. Сейчас, читая эту книгу, вы сидите или лежите. Сознаете ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес? Как вы сидите? Равномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? Как вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, предплечьях, во всем теле?
Не можете ли вы переменить позу на более удобную. Если так это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из-за этих привычек мы обычно сидим, стоим или двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно; войдя в соприкосновение (то есть сознавание) со своим телом, мы можем почувствовать это.
Это упражнение не является, конечно, частью техники Александера как таковой, поскольку она предполагает руководство обученного практика. Но оно может дать вам ощущение динамики использования тела, которое подчеркивает Александер.

МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА
Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных двйжений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и paботал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо. <Я прочел уйму литературы по физиологии и психологии, и к моему изумлению обнаружил, что по отношению к использованию целостного человеческого существа в действии она полна невежества, предрассудков и абсолютного идиотизма. Не нашлось ни одной книги, поясняющей то, как мы функционируем>.
Фельденкрайз работал с Ф.М.Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя работе с телом. Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.
Фельденкрайс указывает, что нам нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система, прежде всего, занимается движением и что паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность, включая смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы можем лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайзв обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.
Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая - естественный способ, например то, как ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным.
Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, преимуществами эффективности и возможностью развития высокого уровня выполнения. Вряд ли кто-нибудь захочет, например, учиться "естественно", на своем опыте, водить автомобиль или управлять самолетом. Однако преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведет к преобладанию профессионализма в тех областях, которые были естественными во все времена человеческой истории. Сконструированные сознательно системы заняли место индивидуального, интуитивного научения; действия, которые выполнялись естественно, становятся профессиями для специалистов. Многие люди сегодня не будут даже пробовать сами научиться играть на музыкальном инструменте, плавать, прыгать в высоту или рисовать. Люди могут говорить, что они не могут петь или танцевать, потому что не учились этому, хотя все эти действия ранее рассматривались как естественные функции.
Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу, возрастающее сознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры. Чем более кора активна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности. Фельденкрайз указывает, что этот принцип уже обнаруживается в законе Вебера-Фехнера, утверждающем, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула - то есть, чем сильнее стимул, тем большее его изменение необходимо, чтобы заметить разницу. Например, если вы участвуете в переноске рояля, вы вряд ли заметите, что на него села муха, или даже если кто-то положит на него небольшую книжку. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.
УПРАЖНЕНИЕ: ПОВОРАЧИВАНИЕ ГОЛОВЫ. Сидя на полу или на стуле, медленно поверните голову направо, без напряжения. Заметьте, насколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади. Повернитесь обратно, вперед. Снова поверните голову направо. Оставляя голову в покое, поверните глаза направо. Посмотрите, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза. Поверните голову направо. Теперь повернитесь плечами направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза. Поверните голову направо. Теперь сдвиньтесь бедрами вправо, и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза. Наконец, поверните голову направо, и, не меняя больше ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы теперь можете повернуть голову? Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. Повторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Представьте себе движение головы и движение глаз налево, и т.д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повернуться?

ЧУВСТВЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ
Систему под таким названием преподают в CША Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количеством учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер и Хайнриха Якоби - европейских учителей мисси Селвер. "Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся - нашей личной экологии; как мы совершаем наши действия, как относимся к людям, к ситуациям и объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловленно; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были соприкосновении с остальным миром, а что стало "второй природой", как Шарлотта ее часто называет, которая изолирует нас".
Чувственное сознавание - это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия "хороши" для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. "Хороший" ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, так же как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.
Другая проблема детского опыта - совершение усилии. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дожидаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются "стремлению" вместо естественной игры. Они научаются "стараться". Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным и простым, что нужно нечто насильственное, нечто "сверх", и это отношение проводится во многих других областях.
Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извращают опыт. Простая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя "в голове". Это требует развития чувства внутреннего мира и покоя, способности давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то.
Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных человеческих деятельностях - лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти деятельности представляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процессы, которые происходят по отношению к этим. и другим силам. Стояние также предлагает богатые возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает стояние как начальную точку для других деятелъностей - ходьбы, бега и т.д. Стояние позволяет исследовать уравновешивание, попытаться изменить привычные положения позы на новые способы координации и бытия.
Еще один аспект чувственного с
Категория: телесно-ориентиованная психотрапия | Добавил: vysotskaya (17.10.2007) | Автор: Екатерина Высоцкая
Просмотров: 12065 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1  
Здорово!

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018