Категории каталога

пособия
теория

Наш опрос

какие статьи мне выложить в первую очередь?
Всего ответов: 380




Воскресенье, 28.04.2024, 08:32
| RSS
сайт Екатерины Высоцкой
Главная
КАТАЛОГ СТАТЕЙ


Главная » Статьи » йога » теория

Современные школы Хатха-йоги
Современные школы Хатха- йоги.
В настоящий момент существует множество различных подходов, течений и подтечений, каждый мастер трактует йогу несколько по-своему, проводит свои связи между различными частями единой системы. И хотя никто не спорит с Йога-сутрами Патанджали (древнейший основополагающий текст о йоге), множественность трактовок рождает самые разные варианты йоги как практики. Поэтому рассмотрим существующие направления Хатха иоги.
В современном мире существует ряд наиболее известных школ Хатха йоги, каждая из которых представляет свой стиль практики. В западных странах наиболее известны стиль Аштанга виньяса йога Шри К. Паттабхи Джойса (кратко его обычно называют просто “аштанга йога”) и стиль йоги, разработанный Шри Б.К.С. Айенгаром, для краткости называемый “Айенгар – йога”. Оба эти выдающихся мастера в начале своей йогической практики учились у одного гуру – Шри Тирумалая Кришнамачарья (1889 - 1989), который в начале 1930х годов открыл Йогашалу (школу йоги) в Майсоре (Южная Индия). До этого он много лет в качестве странствующего йогина бродил по Индии и Гималаям, обучаясь у разных Мастеров. Помимо Хатха йоги, Кришнамачарья был выдающимся знатоком санскрита, индийской религии, философии и литературы, аюрведы и других мистических дисциплин. Помимо П.Джойса и Б.К.С. Айенгара, известными учениками Кришнамачарьи были его сын Т.К.В. Десикачар (преподает мягкий терапевтический стиль "винийога"), и бывшая наша соотечественница, жительница Риги Индра Дэви, которая прожила более 100 лет, преподавая хатха йогу в 50-60 годы в Голливуде, а зетем в Мексике.

Аштанга виньяса йога. Традицию Шри Т. Кришнамачарьи в наши дни продолжает Шри К. Паттабхи Джойс (род. в 1916). Он обучает Аштанга виньяса йоге так, как делал это его гуру. Аштанга виньяса йога – это мощный динамический стиль, в котором выполнение асан неразрывно связано с движением и дыханием, а также концентрацией сознания на определенных точках. Йогические позы, асаны, перемежаются динамическими связками – виньясами, отсюда и название. Паттабхи Джойс описал основы стиля в своей книге “Йога Мала” (первое издание – 1958 год, в 1999 книга переведена на русский язык). Многие отмечают, что эта интенсивная практика как нельзя лучше подходит современным людям, живущим в быстротечном урбанизированном мире. Известно, что Аштанга виньясу практикуют такие популярные певцы как Мадонна и Стинг, актер Том Круз, фотомодель Кристи Тарлингтон.
Первые западные ученики Паттабхи Джойса, которые пришли к нему учиться еще в начале 1970-х, сейчас сами стали ведущими мировыми учителями аштанги – это американцы Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, итальянец Лино Миеле и другие. Паттабхи Джойс до сих пор преподает в своей школе в Майсоре, и даже выезжал с семинарами в США. Его преемником является его внук Шарат Рангасвами, помогающий ему проводить занятия в Индии и на Западе.
Практика Аштанга виньясы приносит очень эффективные результаты на всех уровнях, однако для успешного освоения традиционных комплексов необходимо изначально иметь неплохую физическую форму. Это может быть и природная гибкость, и привычка вести активный образ жизни. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже 1-го (самого начального) уровня Аштанга виньяса йоги может стать для него непосильным "вызовом", который приведет к ненужной перегрузке, а если быть торопливым и неосторожным, то даже к травмам. Даже в комлексе асан для новичков существуют очень сложные элементы. В школе П. Джойса занятия проходят индивидуально, ученики по очереди выполняют движения и от них требуется детальное копирование движений учителя. Поэтому в тех центрах, которые ориентируются на классическую Аштанга виньяса йогу, в начальных группах, как правило, проводятся занятия в приближенном к традиционному, но более простом режиме.

Йога Айенгара.
Другим направлением Хатха йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Шри Б. К. С. Айенгара (род. в 1918). Он также был учеником Кришнамачарьи, который направил его в Пуну для развития йоги в этом городе. В последствии в Пуне Айенгар одним из первых столкнулся с необходимостью обучать европейцев и американцев, которые в начале 60-х годов начали проявлять стабильный интерес к йоге. Шри Б.К.С. Айенгар является автором классических книг по Хатха йоге – “Прояснение Йоги” (первое издание 1964 год, в книге описания и фотографии около 600 асан) и “Прояснение Пранаямы” (обе книги выходили на русском в начале 1990-х годов) Несмотря на то, что сам он достиг замечательных результатов в практике асан благодаря мощному, динамическому стилю Аштанга виньясы (сохранился даже кинофильм 1938 года, где молодой Айенгар вместе со своим учителем выполняют “продвинутые” комплексы) для негибких западных учеников он разработал свою, статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, "кирпичей", "одеял", "валиков". Кроме того, в системе Б. К. С. Айенгара используются более простые асаны, которые дольше удерживаются, и даже самый неподготовленный человек может заниматься йогой Айенгара не боясь получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной “отстройке” асаны, буквально “выставляется” каждый палец ноги и т.п. Несмотря на преклонный возраст, Айенгар до сих пор преподает в своей школе йоги в Пуне, вместе с дочерью Гитой Айенгар. В Москве существует Центр Йоги Айенгара, есть подобные центры и в некоторых других городах России и СНГ.
Кроме того, известны не столь широко популярные в западном мире, но весьма уважаемые в самой Индии, школы Дхирендры Брахмачари и Свами Шивананды.

Школа Дхирендры Брахмачари. Свое начало эта школа ведет от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, который по преданию прожил около 300 лет. Именно он передал одному из своих учеников - Дхирендре Брахмачари - свои познания в искусстве йоги: крийях, асанах и сукшма-вияме.
Линию ученической преемственности хатха йоги стиля Дхирендры Брахмачари (1925 - 1994) в наши дни представляет мастер Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели. В этой школе большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются "крийи" и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, “заглатывание” бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но используются так же и динамические упражнения, (“сукшма вьяма”) – это всевозможные быстрые вращения руками и ногами, которые помогают разогреть тело и “размять” суставы, чтобы в дальнейшем более глубоко войти в асану. Этот стиль запоминается некоторым количеством “необычных”, порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах.

Школа Свами Шивананды. Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще одного пустившего корни на Западе направления хатха йоги, часто его называют “шивананда йога”. Выходец из тамильской брахманской семьи, в молодости Свами работал врачом в Малазии, помимо лечения пропагандируя йогу и аюрведу, а также организовал много благотворительных клиник для бедных слоев населения. Затем он отправляется странствовать, ведет суровую жизнь аскета, получает посвящение в мистический орден Сарасвати, путешествует по Южной Индии и Гималаям. В 1940-х годах он организовал в Ришикеше “Лесную академию Йоги и Веданты”. На Запад, в США, этот стиль привез его ученик и преемник Свами Вишнудевананда (род. в 1927), написавший известную “Полное иллюстрированное руководство йоги”, в которой описаны и изображены около 140 асан. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс “Сурья Намаскар” (приветствие солнцу), однако такой тщательной “остройки” асан, как в айенгар-йоге, нет. Обычно в школах направления Свами Шивананды, как в США, так и в Индии, изучается “Пурна Йога” (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги.

Бихарская школа йоги. Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у Свами Шивананды он отправляется в длительные странствия по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, совершенствуясь в практиках йоги и тантры у разных Мастеров. В 1963 году он основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик йоги и тантры средствами западной науки. Также там началось обучение западных учеников. Свами Сатьянанда Сарасвати автор многих книг по хатха и кундалини йоге, тантре и медитации, некоторые из которых переведены на русский язык. Известен своими исследованиями и успешным применением тантрической практики “йога – нидры” (йоги психического сна). Хатха йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. Стиль практики асан в основном не отличается от школы Шивананды, и больший интерес вызывают работы по медитативным, тантрическим системам, кундалини йоге и т.п, которые, однако, без непосредственно руководства авторитетного учителя, могут служить большей частью как ознакомительная литература, а не пособие для самостоятельной практики. В 1983 году Свами Сатьянанда оставил руководство Бихарской школой своему ученику и преемнику Свами Ниранджананде, а сам удалился в отшельничество, готовясь к уходу в махасамадхи, и общаяясь только с близким кругом учеников.

Традиции иоги многообразны. В зависимости от школы, иога может подразумевать как стили, направленные на полнейшее расслабление и глубокое погружение в себя (Свами Шивананда), до мощных динамических стилей (Паттабхи Джойс). В конечном итоге, разделение на стили обусловлено, как нам представляется, различием целей их создателей. Так, динамические стили позволяют укрепить мышцы и развить выносливость, а медитативные направления рассчитаны, в основном, на снятие стресса и психофизическую разгрузку. В Хатха йогу, независимо от направления, включаются все вышеперечисленные пункты восьмиступенчатой иоги Патанджали. Практикующий иогин должен соблюдать все аспекты ямы и ниямы, ежедневно практиковать асаны, пранаяму, проводить очистительные процедуры, рассмотрение которых не входит в задачи нашего и исследования. Остается лишь отметить, что многообразие стилей и вариантов выполнения одних и тех же асан варьируется от школы к школе, и подобная информация позволяет нам варьировать практику учеников в зависимости от их реальных потребностей.




Категория: теория | Добавил: vysotskaya (16.10.2007) | Автор: Высоцкая Екатерина
Просмотров: 2019
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024